Нравственность – как основа воспитания. Младший дошкольный возраст.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
Младший дошкольный возраст – от 2 до 4-х лет – важный период в нравственном развитии детей. У малышей формируются первые элементарные представления о навыках поведения, добрые чувства к окружающим. Отсутствие у ребёнка таких представлений незнание того, «что такое хорошо, что такое плохо» мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
У ребят четвёртого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Они достаточно самостоятельны, чтобы обслуживать себя. Это придаёт им уверенность в своих силах, рождает стремление делать то, что кажется интересным, привлекательным. Ограничение самостоятельности ребёнка, лишение его возможности проявить себя, сделать что-то интересное нередко приводят к протестам, протекающим очень бурно. Если это повторяется часто, то говорят о «кризисе трёх лет». Это явление преодолимо при условии тактичного поведения взрослого, его способности своевременно переключить ребёнка на доступные ему и не менее привлекательные действия. Используя стремление детей к самостоятельности, нужно учить их самообслуживанию, бытовым делам.
Очень важно, чтобы родители поддерживали у детей положительно эмоциональное состояние. Добрые, ласковые интонации в речи взрослого, обращённой к малышу, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Младшие дошкольники осознают себя в действии. Если ребёнок совершил хороший поступок и его похвалили, этого достаточно, чтобы он считал, что он добрый, вежливый и т.д. (сначала вместо этих понятий используются слова «хороший» - «плохой»). Похвала, поощрение, награда – наиболее действенные средства подкрепления положительных поступков ребёнка.
- Тепловой удар у ребенка: как защитить малыша от перегрева
Тепловой удар у ребенка: как защитить малыша от перегрева
Тепловой удар является опасным для жизни состоянием, которое было вызвано перегреванием организма. Если вовремя не оказать помощь ребенку или взрослому человеку, то может наступить даже летальный исход.
В отличие от солнечного удара, который возникает тогда, когда ребенок долго находится под прямым воздействием солнечных лучей, тепловой удар может возникнуть в следующих случаях:
• ребёнок употребляет мало жидкости;
• ходит с непокрытой головой;
• сильный перегрев малыша.
Чтобы избежать солнечного удара достаточно носить кепку или панамку, но предотвратить тепловой удар у ребенка значительно сложнее, даже при соблюдении всех мер предосторожности. Конечно, надо стараться не допускать перегрева малыша, но, к сожалению, это не всегда возможно. Например, если вы в жару едете на машине без кондиционера, даже открытые окна не всегда могут снизить температуру в салоне автомобиля. Чтобы защитить малыша от перегрева, обтирайте его влажным полотенцем и обеспечьте ему обильное питье. Но даже эти меры не всегда помогают, поэтому, необходимо знать, как правильно оказать первую помощь ребенку при тепловом ударе.
Симптомы теплового удара
Часто родителям сложно оценить, насколько перегрелся их малыш. Если ребенок вспотел, покраснел и тяжело дышит, но при этом бодр и полон сил – значит, пока поводов для тревоги нет. Первыми признаками теплового удара являются вялость и плохое самочувствие малыша. Тепловой удар у ребенка часто возникает при обезвоживании организма. Поэтому его симптомами являются проявление сильной жажды у детей, отсутствие пота, липкая слюна и сухой рот, а также незначительное мочеиспускание. Перегрев у ребенка может вызвать тошноту и рвоту, слабый пульс, судороги и потерю сознания. Кожа у ребенка будет сильно покрасневшая, и при прикосновении – горячая, температура тела может подняться до 40 градусов, а руки и ноги при этом могут быть холодными.
Первая помощь
Что же делать при тепловом ударе у детей? Для начала нужно определить, нет ли у Вашего ребенка признаков шокового состояния. При шоке у ребенка кожа становится бледной, холодной на ощупь и влажной, характерны полуобморочное состояние, а также учащенный слабый пульс и поверхностное дыхание. В этом случае ребенка нужно сразу унести в прохладное место для оказания первой помощи. Если тепловой удар произошел на улице, необходимо ребенка уложить в тень и расстегнуть одежду. Ноги нужно немного приподнять. Дать обильное питье, а на места прохождения крупных сосудов, сделать прохладные примочки. Все процедуры оказания первой помощи при тепловом ударе должны сводиться к одному – понизить температуру тела ребенка. И, конечно же, нужно вызвать скорую помощь. Если тепловой удар у ребенка произошел дома, то нужно сразу вызвать скорую помощь и оказать первую помощь при тепловом ударе:
- усадить ребенка в ванну с прохладной водой и растирать губкой;
можно поставить ребенка под прохладный душ, а, если ребенок получил тепловой удар на улице, можно облить его водой прямо из шланга;
при падении температуры у ребенка до 39 градусов, нужно его обязательно вытереть, затем уложить и накрыть простыней; на лоб положить холодную салфетку и дать ребенку выпить немного подсоленную воду в большом количестве.
При тепловом ударе категорически запрещено давать ребенку чай и, тем более, лекарственные препараты. Это только усложнит состояние ребенка.
Нужно помнить, что тепловой удар, как и многие болезни, может быть легкой, средней и тяжелой формы. Чем быстрее будет оказана помощь при тепловом ударе, тем легче ваш ребенок его перенесет. При тяжелой форме теплового удара у ребенка могут начаться галлюцинации, резкое повышение температуры тела до 42 градусов и может наступить коматозное состояние или внезапная смерть.
В жаркое время года нужно придерживаться следующих правил, чтобы хоть как-то избежать теплового удара у ребенка:
гулять нужно с ребенком в парке или тени деревьев до 11 часов дня, отдавая предпочтение спокойным, а не подвижным играм. Обязательно, чтобы ребенок был в головном уборе и одежде из легкой ткани. В жаркие дни ребенку нужно давать в два раза больше жидкости, чем он употребляет обычно.
10 фраз, которые нельзя говорить детям.
Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно, сколько ему от роду — он всё уже понимает, даже по интонации.
1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!
Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.
2. Возьми, только успокойся!
Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.
3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!
Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.
4. Я сказал(а) немедленно перестань!
Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.
5. Ты должен понимать, что …
У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.
6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.
7. Не расстраивайся из-за ерунды!
Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша.
8. Побереги мое здоровье!
Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.
9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)!
Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.
10. У всех дети как дети, а ты…
…господнее наказание, неряха, растяпа и т.п. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.