Комментарий к гл. 12 "Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности" нового закона об образовании в РФ
Комментарий к гл. 12 "Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности" Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Двенадцатая глава Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") посвящена вопросам регламентации образовательной деятельности со стороны государства.
Одной из важнейших является ст. 91 закона, которая регламентирует лицензирование образовательной деятельности. Предусматривается, что лицензирование проводится в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных ст. 91. В остальном же работают общие правила законодательства о лицензировании.
В приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Важно
Лицензионные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности:
- посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
- при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Статья 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регламентирует вопросы государственной аккредитации образовательной деятельности.
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Внимание
Аккредитации для установления типа и вида образовательного учреждения закон не предусматривает.
Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС.
Статья 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регламентирует вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Дополнительными основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются:
- выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
- выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования.
В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании орган по контролю и надзору в сфере образования выдает предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
В случае неисполнения предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении и запрещает прием в данную организацию.
Если суд выносит решение о привлечении к административной ответственности, орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторно предписания также приостанавливается действие лицензии этой организации полностью или частично на срок исполнения выданного повторно предписания. Приостановленное действие лицензии возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания
В случае если организация не исполнила повторно выданное предписание, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.
В случае выявления нарушения требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ установлена схожая процедура. Только приостанавливается и возобновляется действие не лицензии, а государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки. Кроме того, в случае неисполнения повторно выданного предписания непосредственно орган по контролю и надзору в сфере образования (без обращения в суд) лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
Статья 94 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена вопросам педагогической экспертизы. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания. Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством РФ.
Статья 95 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регулирует независимую оценку качества образования. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
Внимание
Независимая оценка качества является дополнительным инструментом, который призван информировать потребителей о качестве образовательной услуги, и не является основанием для принятия юридически значимых решений в отношении организации, включая такие решения, как приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации.
Статья 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает нормы в отношении таких явлений, как общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.
Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации могут формироваться рейтинги профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций. Порядок профессионально-общественной аккредитации формы и методы оценки и т. п. устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.
Внимание
Указанные виды аккредитации не влекут юридически значимых последствий, не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Вместе с тем, сведения об имеющихся указанных видах аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
Статья 97 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена информационной открытости в системе образования и мониторингам.
Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством РФ.
Статья 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регламентирует информационные системы в системе образования. В частности, законом предусматривается ведение следующих систем:
- федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования;
- региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
- государственная информационная система "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам";
- государственная информационная система государственного надзора в сфере образования;
- федеральная информационная система "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
- федеральная информационная система "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации".
источник - http://www.e-mcfr.ru/scion/secure/ctx_www_edemo_ru_NPd6vmoI_/index.jsp?1410707014141=&is_citator=false&link_type=1&document_id=MCFR100172970&cfu=Default&cpid=edu-promo#page[351]