Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.11.2024, 10:33

Официальный сайт МБДОУ-детский сад "Звездочка"

Меню сайта
Категории раздела
Дни русской культуры [0]
развлечение
Летнее развлечение [21]
праздники и развлечения
праздники и развлечение [69]
праздники и развлечение
Разное [128]
Разное
Как живешь детский сад? [811]
Как живешь детский сад?
Новости [288]
Новости
Опрос родителей
Как ваш ребенок посещает детский сад?
Всего ответов: 52
Наш опрос
Интересна ли Вам размещенная на сайте информация
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

к главе 13

Комментарий к гл. 13 "Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования" нового закона об образовании в РФ

Комментарий к гл. 13 " Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования" Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования устанавливаются ст. 99 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"). При этом сама система финансирования основывается на Федеральном законе от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" – финансируются не образовательные учреждения, а работы и услуги в сфере образования, при этом используются инструменты государственного (муниципального) задания.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются на подушевой основе, т. е. в расчете на одного обучающегося.

Внимание

Нормативы и нормативные затраты устанавливаются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ. Фактически финансируется образовательная услуга в пределах ФГОС.

При этом, если толковать данную норму закона буквально, на каждый уровень образования должен быть установлен свой норматив, что логично вытекает из того факта, что для каждого уровня существует свой ФГОС. Норматив также должен быть установлен отдельно по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ (речь идет о буквальном толковании закона).

На практике указанная дифференциация зачастую достигается не за счет установления отдельных нормативов, а посредством введения системы коэффициентов, что, как представляется, не в полной мере соответствует норме Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Вместе с тем, установление отдельных, однако равных в смысле размера нормативов, полностью соответствует ему.

Нормативы и нормативные затраты устанавливаются с учетом различных обстоятельств, которые могут послужить основанием для дальнейшей дифференциации нормативов и нормативных затрат, в частности, с учетом:

  • форм обучения (отличие размера для очной, очно-заочной, заочной формы);
  • федеральных государственных требований (при их наличии);
  • типа образовательной организации (далее – ОО) (теоретически возможен различный размер для услуги, оказываемой, например, общеобразовательной и дошкольной образовательной организацией);
  • сетевой формы реализации образовательных программ (актуально для реализации внеурочной части ФГОС самостоятельно общеобразовательными организациями либо во взаимодействии с организациями дополнительного образования);
  • образовательных технологий (включая дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);
  • специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с учетом всех перечисленных в законе дополнительных гарантий и расходов на их предоставление);
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам (согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" расходы должны быть доведены в составе норматива до ОО);
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • а также с учетом иных предусмотренных законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся, например, для обучающихся на дому либо в медицинских организациях).

Кроме того, в составе норматива и нормативных затрат должны быть отражены и другие моменты – например, необходимо учитывать стоимость обеспечения документами об образовании лиц, прошедших итоговую аттестацию, а также бесплатного обеспечения учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания.

Четвертой частью ст. 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена следующая норма. Для малокомплектных ОО и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в т. ч. затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Фактически особенности расчета нормативных затрат в данном случае установлены для двух групп ОО – как для малокомплектных организаций, независимо от места их расположения, т. е. включая городские, так и для сельских ОО, независимо от того, признаны ли они малокомплектными.

Внимание

Органы государственной власти субъектов РФ относят к малокомплектным организациям ОО, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из их удаленности от иных ОО, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Важнейшую гарантию для сферы образования содержит ч. 3 ст. 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов РФ в нормативы, определяемые в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Для сферы образования наиболее важными документами в этой связи являются указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее – Указ), а также Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее – Программа поэтапного совершенствования).

Важно

Гарантирование уровня заработной платы, достижение которого предусмотрено Указом, этими нормами возложено на бюджеты соответствующих уровней – затраты на оплату труда при расчете нормативов, нормативных затрат должны учитываться с учетом обеспечения среднего уровня заработной платы, определенного в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ. То есть эта норма вводит дополнительные для ОО гарантии объемов финансирования, которых нет для иных социальных сфер.

При этом документ не содержит указания на источники доведения заработной платы до установленного уровня. Формально, Указ может быть выполнен, если размер средней заработной платы будет увеличен не за счет финансирования из средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а за счет интенсификации приносящей доходы деятельности организаций социальной сферы. В этой связи Программа поэтапного финансирования предусматривает утверждение Правительством РФ государственных программ и планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.

В "дорожные карты" включаются в т. ч. мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждений повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761. На основании данных норм учредители организаций иных социальных сфер зачастую предъявляют организациям требование достигать показателей по заработной плате за счет активизации приносящей доход деятельности организаций. В сфере же образования указанные нормы закона предусматривают учитывать соответствующий уровень оплаты труда уже в ходе формирования нормативов и нормативных затрат.

Внимание

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предполагает также развитие положений бюджетного законодательства о возможности финансирования некоммерческих организаций, которые не являются государственными или муниципальными образовательными учреждениями.

Согласно ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ), в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления таких субсидий устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации. Устанавливаемый порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

Предоставление данных субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий. В договоры (соглашения) обязательно должно быть включено условие о согласии получателей субсидии на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Частью 5 ст. 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»" предусмотрена дополнительная гарантия в сфере финансирования частных ОО.

Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 нового закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

Внимание

Фактически данные нормы означают, что возмещение затрат частных организаций не может осуществляться в размерах, дискриминирующих данные организации относительно государственных и муниципальных ОО.

Вместе с тем о полном равенстве в сфере финансирования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ государственных (муниципальных) и частных ОО в РФ говорить преждевременно. Так, для частных ОО не финансируется содержание имущества, а также развитие данных организаций. Законодательство предусматривает исключительно компенсацию затрат на реализацию образовательной услуги.

Статья 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регулирует контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц регулируется ст. 101 закона.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. При этом закон изменяет правила на случай нарушения данной нормы. Если ранее с обучающихся были неправомерно получены средства (а обучение было уже профинансировано за бюджетный счет), предусматривался возврат средств в бюджет. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам. Бюджеты соответствующих уровней не снимают с себя обязательств, денежные средства должны быть возвращены тем лицам, с которых они были неправомерно получены.

 

источник - http://www.e-mcfr.ru/scion/secure/ctx_www_edemo_ru_NPd6vmoI_/index.jsp?1410707014141=&is_citator=false&link_type=1&document_id=MCFR100172970&cfu=Default&cpid=edu-promo#page[352]

 
Время
Перевести страницу
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
Russian
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Аттестация кадров
Аттестация педагогических работников
Полезные ссылки
Фестиваль педагогических идей"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
Центр социально-психологического сопровождения образования»"
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования»"
Социальные сети
Друзья сайта
Министерство образования Саратовской области СарИПКиПРО Администрация Советского района Саратовской области
Образовательный портал управления образования администрации Советского муниципального района
Советская районная организация "Общероссийского Профсоюза образования"
Саратовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ"
Сайт Назимовой Л.В.
Сайт Пономаренко Н.В.
Сайт Правич Н.В.
Сайт Желтовой С.А.
Сайт Федуловой С.Э.
Сайт Скипиной М.Н.
Сайт Сейткалиевой К.С..

МБДОУ-детский сад "Звездочка" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz