А. Б. Вифлеемский - Закон об образовании и реформа 2013 ДОУ
http://www.tc-sfera.ru/posts/ab-vifleemskiy-novyy-zakon-ob-obrazovanii-v-rf-i-doshkolnoe-obrazovanie
«Федеральные государственные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 655
"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 2106
"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года
№ 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования "
Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Департамента образования города Москвы (453kb)
«Основные 4 направления развития ребенка»
– интегральные компоненты содержания дошкольного образования:
социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое
Направление «Физическое развитие» |
Направление «Социально-личностное развитие» |
Направление «Познавательно-речевое» |
Направление «Художественно-эстетическое развитие» |
||||||
«Здоровье» |
«Физическая культура» |
«Социализация» |
«Труд» |
«Безопасность» |
«Познание» |
«Коммуникация» |
«Чтение художественной литературы» |
«Художественное творчество» |
«Музыка» |
1.Сохранение и укрепление физического и псих. Здоровья детей. 2.Воспитание культурно-гигиениче ских навыков. 3.Формирова ние начальных навыков о здоровом образе жизни. |
1.Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта. 2.Формирова ние потребности в двигательной активности и физическом совершенство вании. |
1.Развитие игровой деятельности (с/р, подвижные, театрализован- ные, дидактические игры). 2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 3. Формир. гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотизма. |
1.Развитие трудовой деятельности (самообслужи вание, хоз-бытовой, в природе, ручной труд). 2.Воспитание ценностного отношения к собственному труду. 3. Формирова ние первичных представ лений о труде взрослых. |
1.Формирование ОБЖ. 2.Формирование предпосылок экологического сознания. 3.О правилах дорожного движения. |
1.Сенсорное развитие. 2. Развитие познавательно-исследователь ской и продуктивной (конструктивной) деятельности 3.Проектная деятельность 4. ФЭМП. 5.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное и социальное окружение, ознакомление с природой) |
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 2. Развитие всех компонентов устной речи (формирование словаря, звук. Культура речи, грамматический строй, связная речь) |
1.Формирование интереса и потребности в чтении (чтение, заучивание, пересказ). 2. Развитие литературной речи.
|
1. Развитие продуктивной деятельности (Рисование, лепка, Аппликация). 2.Приобщение к изобразитель- ному искусству. 3.Эстетическая развивающая среда. |
1.Музыкально-художествен ная деятельность, приобщение к музыке (слушание, пение, песенное творчество). 2.Музыкально-ритмические движения. 3. Развитие танцевально-игрового творчества. 4. Игра на детских музыкальных инструментах |
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Особенности образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ
Изменение структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ .
В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:
- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются временными, а значит образовательная программа ДОУ предварительная, а сам период действия этих документов переходным.
Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.
Перед составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009г. и Методические рекомендации к составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы.
В годовой план ДОУ необходимо заложить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей», на котором познакомить педагогический коллектив с принципами построения образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и т.д.
Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам:
1. соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
4. обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Программа состоит из двух частей:
- обязательной части;
- вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Рассмотрим структуру образовательной программы.
Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ)
I. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.)
- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса)
Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.
2) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
· "Физическая культура",
· "Здоровье",
· "Безопасность",
· "Социализация",
· "Труд",
· "Познание",
· "Коммуникация",
· "Чтение художественной литературы",
· "Художественное творчество",
· "Музыка";
Реализация каждой области включает:
- цель образовательной области, задачи
- модель или схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями
- программное обеспечение (выбрать из перечня в Методических рекомендациях, можно дополнить)
- таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
II. Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает:
1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности
2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:
- Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
- Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.
В каждом из перечисленных разделов представляется:
- режим работы,
- перечень программ, технологий и пособий,
- формы образовательной деятельности детей,
- результаты освоения Программы.
Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя:
- Управление реализацией программы;
- Создание и обновление предметно-развивающей среды;
- Инновационную или экспериментальную работу;
- Формы сотрудничества с семьей;
- Преемственность в работе ДОУ и школы;
- Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Наиболее часто задаваемые вопросы:
Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.
Что касается расписания занятий, методистами МИОО рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно обозначить как «Реализация образовательных областей» и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.
Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.
В заключение хочется пожелать всем успеха и отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.
Материал взят сайта: http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p131aa1.html