Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 06:59

Официальный сайт МБДОУ-детский сад "Звездочка"

Меню сайта
Категории раздела
Дни русской культуры [0]
развлечение
Летнее развлечение [21]
праздники и развлечения
праздники и развлечение [69]
праздники и развлечение
Разное [128]
Разное
Как живешь детский сад? [811]
Как живешь детский сад?
Новости [288]
Новости
Опрос родителей
Как ваш ребенок посещает детский сад?
Всего ответов: 52
Наш опрос
Как ваш ребенок посещает детский сад?
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

к главе 3

 

Комментарий к гл. 3 "Лица, осуществляющие образовательную деятельность" нового закона об образовании в РФ

Комментарий к гл. 3 "Лица, осуществляющие образовательную деятельность" Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") устанавливает, что образовательная деятельность может осуществляться тремя типами лиц – образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение (только в случаях, когда такая возможность прямо дана законом), индивидуальными предпринимателями.

По общему правилу, правовое регулирование, касающееся образовательных организаций (а также их работников, обучающихся и т. п.) распространяется также на индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющие обучение. Поэтому те формулировки, в которых использовано словосочетание "образовательная организация", являются фактически общими формулировками для любых лиц, осуществляющих образовательную деятельность.

Новый закон устанавливает правила для создания, реорганизации, ликвидации образовательных организаций. В частности, ряд новых правил введены ст. 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" .

Внимание

Новые правила касаются порядка реорганизации и ликвидации государственных или муниципальных образовательных организаций. Согласно ч. 11 ст. 22 такое решение принимается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий подобного решения.

В случае федеральной образовательной организации порядок проведения оценки, критерии оценки, порядок создания комиссии и подготовки ею заключений устанавливается Правительством РФ. В случае же, когда речь идет об организации субъекта РФ или муниципальной организации, соответствующие вопросы решаются органом государственной власти субъекта РФ. Таким образом, органы государственной власти субъекта РФ получили возможность непосредственно влиять на политику муниципалитетов в сфере сети образовательных учреждений.

Частью 12 ст. 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" сохранено требование об учете мнения жителей сельского поселения для принятия решения о реорганизации или ликвидации расположенной в нем образовательной организации. Ранее подобная норма существовала лишь для случаев ликвидации, но не реорганизации организации. Однако требовался не учет мнения жителей, а их согласие.

Важно

Статьей 23 закона задается принципиально новая типология образовательных организаций. Если ранее речь шла о типах и видах образовательных организаций, то сейчас деление стало проще, речь идет исключительно о типах. При этом тип зависит от той образовательной программы, которая реализуется в организации.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

  • организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
  • организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Помимо этих программ организации указанных выше типов могут также осуществлять образовательную деятельность по иным указанным в законе образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • дошкольные образовательные организации – дополнительные общеразвивающие программы;
  • общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
  • профессиональные образовательные организации – основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • образовательные организации высшего образования – основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
  • организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
  • организации дополнительного профессионального образования – программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Внимание

Таким образом, виды реализуемых образовательных программ теперь напрямую предопределены типом образовательной организации. Виды же образовательных организаций внутри типов не выделяются.

Многократно поднимается тема исключения из Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" упоминания о лицеях и гимназиях, отсутствие регулирования их особого статуса. Однако в данном законе не было принято решения отказываться от особого статуса лицеев и гимназий, это решение фактически было принято существенно ранее, на основании чего включения норм о лицеях и гимназиях в новый закон не потребовалось.

Важно

Ключевым отличием статуса лицеев и гимназий от иных общеобразовательных учреждений было не само по себе наименование, а особые условия финансирования – с данным статусом были связаны повышенные нормативы финансирования. В связи с совершенствованием механизма финансирования государственных (муниципальных) учреждений и с переходом на финансирование по результатам работы посредством финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания никакого юридического смысла в особенном статусе лицеев и гимназии не стало. Фактически с момента принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (то есть еще в 2010 г.) случился переход от повышенного финансирования школы как таковой к повышенному финансированию более дорогой образовательной программы (например, профильного обучения и т. п.). Новый закон же только отразил случившиеся изменения.

Объем финансирования определяется для автономных и бюджетных учреждений в зависимости от установленного им задания, и в этом смысле для учреждения важно не то, признано ли оно лицеем или гимназией, а то, включены ли ему в задание такие услуги, как реализация общеобразовательных программ "повышенного" уровня (и финансируемых по повышенным нормативам). В настоящий момент не имеет значения вид учреждения, имеет значение государственное (муниципальное) задание, выданное ему. В этой связи особое законодательное регулирование лицеев и гимназий излишне. Это не означает, что программы повышенного уровня более не будут реализовываться, это означает лишь то, что в условиях действующих финансовых механизмов значим не статус учреждения, а состав объем государственного (муниципального) задания.

Внимание

Помимо типологии, ст. 23 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" задаются также требования к наименованию образовательной организации. В частности, указано, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Соответственно, слово "учреждение" не уходит из наименования государственных и муниципальных образовательных учреждений, поскольку указывает на организационно-правовую форму организации. При этом тип организации (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация и т. п.) должен быть включен в наименование в соответствии с типологией нового закона.

При этом в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции). Поэтому такие слова, как "лицей", "гимназия", "математический" и прочие могут быть сохранены в наименовании конкретного учреждения. Вместе с тем, эти слова должны соответствовать особенностям организации образовательного процесса. Особенности, включенные в наименование, должны соответствовать реальному положению дел и не вводить в заблуждение (например, чтобы реализующую обычные образовательные программы школу не называли школой с углубленным изучением иностранного языка, или математическим лицеем).

Внимание

Требования к уставу образовательной организации предусмотрены ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" . Эти требования стали менее объемны по сравнению с ранее действовавшим регулированием.

Частью два ст. 25 описана информация, которая обязательно должна быть включена в устав образовательной организации (наряду с информацией, которая включается на основании требований иных законов). Часть три статьи задает гарантии возможности ознакомления с уставом всех участников образовательного процесса. Поменялись нормы об управлении образовательной организацией, заданные в ст. 26 нового закона.

В первую очередь, поменялась классификация органов управления образовательной организацией. Сохранен принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении организацией. Однако принцип коллегиальности получил новое выражение.

Согласно части четвертой ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления. Это собрание (конференция) работников и педагогический совет. Кроме того, могут формироваться и иные коллегиальные органы управления, например, попечительский, управляющий, наблюдательный совет, если это предусмотрено уставом.

Компетенция коллегиальных органов управления определяется уставом, и потому может быть весьма различной, от довольно серьезных управляющих полномочий до "декоративного" управляющего органа. Структура, порядок формирования, срок полномочий и иные вопросы для коллегиальных органов управления также определяются уставом.

При этом отдельно выделяются органы, созданные в целях учета мнения участников образовательного процесса. В частности, согласно части шестой ст. 26, не являются коллегиальными органами управления, но создаются для учета мнения советы обучающихся (их законных представителей) и представительные органы работников. Данные органы решений не принимают, компетенцией не обладают, однако их мнение учитывается в ходе принятия локальных нормативных актов образовательной организации, а также в случаях принятия ряда иных решений в соответствии с законом (например, решения о выборе меры дисциплинарного взыскания обучающемуся).

Важно

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" довольно подробно урегулировал вопросы структуры образовательной организации. Статьей 27 закрепляется самостоятельность образовательной организации в формировании своей структуры. Вместе с тем, эта норма не может рассматриваться без учета иных норм, в частности, гражданское законодательство требует указания представительств и филиалов в уставе юридического лица. Соответственно образовательные учреждения, уставы которых утверждаются учредителем, не смогут создать филиал или представительство без его согласия.

Часть 2 ст. 27 закона подробно перечисляет возможные виды структурных подразделений образовательной организации.

Усложнена процедура создания филиалов. В частности, создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала. Ранее такого согласования не требовалось.

Процедура ликвидации филиала также сделана более сложной. Ранее к ней не предъявлялось каких-либо требований, на данный же момент принятие органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном ч. 11 и 12 ст. 22 нового закона. Согласно ч. 11, такое решение принимается только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий подобного решения. Частью 12 вводится требование об учете мнения жителей сельского поселения для принятия решения. До введения такой нормы ликвидация филиалов могла проводиться во многом довольно свободно, в т. ч. и расположенных в сельской местности. Для ликвидации образовательного учреждения требовалось согласие схода жителей, однако, если оно не было получено, учреждение можно было реорганизовать, присоединив к другому учреждению как филиал, а затем ликвидировать филиал. Теперь ликвидация филиала также требует соблюдения перечисленных выше процедур.

Таким образом, создание и ликвидация филиала стали существенно более сложным процессом, чем было ранее.

Внимание

Довольно важной является ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которая определяет компетенцию, обязанности и ответственность образовательной организации.

Первой частью ст. 28 декларируется автономия образовательной организацией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.

Части два и три ст. 28 подробно перечисляют зону свободного выбора образовательной организации, т. е. те вопросы, которые должны решаться именно образовательной организацией, без какого-либо вмешательства извне, например, со стороны учредителя.

Частью пятой данной статьи образовательным организациям дается право вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в т. ч. осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" также уделяется внимание вопросам информационной открытости образовательной деятельности.

Первая часть ст. 29 содержит обязанность формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности организации, и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

При этом второй частью данной статьи предусматривается подробный и детальный перечень документов и информации, которые должны быть размещены на подобном сайте.

Важно

Отдельно можно обратить внимание, что теперь обязательным образом размещается информация о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы. Ранее такие данные, как персональные данные работников, размещались открыто только в случае получения согласия на то от работников. Поскольку многие работники такого согласия не давали, информация зачастую оставалась закрытой. Сейчас же требование размещения подобных персональных данных введено на уровне федерального закона, и должно быть выполнено образовательными организациями.

Сайты образовательных организаций в срок до 1 сентября 2013 г. должны быть проверены на предмет полноты отражения всей информации, требуемой федеральным законом, а также размещения всех требуемых документов.

Порядок размещения на официальном сайте и обновления информации об образовательной организации, в т. ч. ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством РФ.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" содержит ст. 30, посвященную регулированию вопросов локальных нормативных актов образовательных организаций.

Согласно данной статье, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, включая локальные нормативные акты, регламентирующие такие вопросы, как:

  • правила приема обучающихся;
  • режим занятий обучающихся;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Частью третьей ст. 30 предусмотрен обязательный учет мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации.

При этом порядок учета мнения представительного органа работников определен трудовым законодательством, и, следовательно, известен. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов устанавливается ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Внимание

Порядок же учета мнения советов обучающихся и законных представителей не установлен нигде. Соответственно, для образовательной организации наиболее адекватным решением было бы разработать такой порядок и закрепить его в уставе образовательной организации. В противном случае требование закона об учете мнения будет крайне сложно выполнимо с организационной точки зрения.

Последние две статьи гл. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящены вопросам регулирования деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но не являющихся образовательными организациями – организаций, осуществляющих обучение, а также индивидуальных предпринимателей.

Статья 31 регулирует статус организаций, осуществляющих обучение. Согласно данной статье к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Разным категориям этих лиц закон дает право реализации различных образовательных программ.

Пример

Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

При этом всем, любым юридическим лицам закон дает право реализации таких программ, как программы профессионального обучения, программы дошкольного образования и дополнительные образовательные программы.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Это подразделение работает на основе положения, утвержденного организацией, осуществляющей обучение.

Статья 32 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена регулированию статуса индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

Индивидуальный предприниматель может осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. В случае если предприниматель привлекает педагогических работников, он должен получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Частью четвертой данной ст. 32 закона установлены обязанности индивидуального предпринимателя по предоставлению информации обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося до начала оказания платных образовательных услуг.

Источник информации - http://www.e-mcfr.ru/scion/secure/ctx_www_edemo_ru_NPd6vmoI_/index.jsp?1410707014141=&is_citator=false&link_type=1&document_id=MCFR100172970&cfu=Default&cpid=edu-promo#page[99]

 

Время
Перевести страницу
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
Russian
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Аттестация кадров
Аттестация педагогических работников
Полезные ссылки
Фестиваль педагогических идей"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
Центр социально-психологического сопровождения образования»"
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования»"
Социальные сети
Друзья сайта
Министерство образования Саратовской области СарИПКиПРО Администрация Советского района Саратовской области
Образовательный портал управления образования администрации Советского муниципального района
Советская районная организация "Общероссийского Профсоюза образования"
Саратовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ"
Сайт Назимовой Л.В.
Сайт Пономаренко Н.В.
Сайт Правич Н.В.
Сайт Желтовой С.А.
Сайт Федуловой С.Э.
Сайт Скипиной М.Н.
Сайт Сейткалиевой К.С..

МБДОУ-детский сад "Звездочка" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz