Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 27.06.2019, 11:51

Официальный сайт МБДОУ-детский сад "Звездочка"

Меню сайта
Категории раздела
Дни русской культуры [0]
развлечение
Летнее развлечение [21]
праздники и развлечения
праздники и развлечение [69]
праздники и развлечение
Разное [128]
Разное
Как живешь детский сад? [689]
Как живешь детский сад?
Новости [278]
Новости
Опрос родителей
Как ваш ребенок посещает детский сад?
Всего ответов: 40
Наш опрос
Как ваш ребенок посещает детский сад?
Всего ответов: 40
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Комментарий к гл. 2 "Система образования" нового закона об образовании в РФ

Комментарий к главе 2 "Система образования" Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") описывает структуру системы образования. Система образования во многом аналогична той, которая определялась старым законом. Однако новым законом в данную систему отдельно включены педагогические работники, обучающиеся, а также организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности и оценку качества образования. Данные изменения полностью соответствуют особенностям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в котором действительно существенно большее внимание уделяется статусу обучающихся и работников образовательных организаций, а также нашли отражение сравнительно недавно развивающиеся институты, в частности, оценки качества образования.

Законом вводится новая классификация образования и уровней образования, во многом идентичная существующей ранее, однако имеющая ряд отличий.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее.

Проблема

Признание дошкольного образования одним из уровней общего образования ставит целый ряд вопросов – от финансового обеспечения (новый закон уравнивает возможности по финансированию различных уровней общего образования) до введения стандартов и правил ведения образовательной деятельности. В частности, актуален такой вопрос – как оградить обучающихся на этом уровне от аттестации с целью подтверждения определенных образовательных результатов и, следовательно, гарантировать реальность индивидуального подхода к личности ребенка.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование – бакалавриат;
  • высшее образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

К сведению

Начального профессионального образования более не существует в системе образования РФ, что повлечет некоторые изменения в образовательных траекториях обучающихся после окончания общеобразовательных организаций.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Впервые настолько четко на законодательном уровне начинает звучать общеразвивающее дополнительное образование взрослых.

Статья 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена ФГОС и ФГТ. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают не только единство образовательного пространства РФ и преемственность основных образовательных программ, как это ранее указывалось в старом законе. Стандарты и требования должны также обеспечивать вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением ФГОС дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Для уровня дошкольного образования специально и выражено делается исключение – ФГОС дошкольного образования не является основой оценки подготовки обучающихся.

Внимание

Важным моментом является возможность варьировать сроки обучения в зависимости от форм обучения, применяемых образовательных технологий, особенностей контингента и т. п. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Новый закон вводит также следующую существенную новеллу. При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Статья 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регулирует вопросы, связанные с образовательными программами.

Программы по уровням общего и профессионального образования являются основными образовательными программами, программы по различным видам дополнительного образования – дополнительными образовательными программами.

Существенных изменений в видах программ не происходит, вместе с тем, некоторые моменты меняются.

Во-первых, образовательные программы среднего профессионального образования разделяются на два вида – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена. Большая часть программ начального профессионального образования станет программами подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Программы СПО останутся в качестве программ подготовки специалистов среднего звена.

Во-вторых, появляется новая классификация дополнительных образовательных программ:

  • дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом программы должны быть разработаны в соответствии с ФГОС, и с учетом примерных основных образовательных программ.

Важно

Существенно сокращается новым законом сфера применения федеральных государственных требований. Для уровня дошкольного образования ФГТ заменяются на ФГОС, для дополнительного профессионального образования в качестве общего правила ФГТ более не применяются. Федеральные государственные требования сохраняются для дополнительных предпрофессиональных программ, и появляются понятия типовых и примерных образовательных программ.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС. Они проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Порядок разработки, проведения экспертизы, ведения реестра и т. п. устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Для отдельных примерных программ законом установлены специфические нормы к порядку разработки.

Статья 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" исходит из возможности использования современных способов и методов организации образовательной деятельности. Фиксируется возможность реализации образовательной программы путем сетевых форм, возможность организовать образовательную деятельность по модульному принципу. Указывается на возможность использования различных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Новый закон закрепляет возможность построения структуры профессиональных образовательных программ через систему зачетных единиц (единица измерения трудоемкости учебной нагрузки) и фиксации количества зачетных единиц во ФГОС.

Важно

Часть 10 ст. 13 предусматривает довольно важную гарантию для образовательных организаций. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного уровня устанавливается Минобрнауки.

Статья 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена регулированию языков образования. При этом получение образования на русском языке гарантировано, хотя в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, может осуществляться выбор языка обучения.

Основополагающим моментом является то, что язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Законом сохраняются положения, гарантирующие изучение русского языка как государственного языка РФ. Сохраняется также возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ. При этом подчеркивается, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ.

Часть 4 ст. 14 фиксирует право граждан на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

К сведению

Довольно важным моментом нового закона является прямая констатация того факта, что образование может быть получено на иностранном языке. Этот вопрос крайне актуален для обучения по программам профессионального образования. Обучение на иностранном языке возможно в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 15 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена крайне важному и актуальному вопросу сетевой формы реализации образовательных программ.

В статье дается понятие такой формы: сетевая форма реализации образовательных программ фактически является освоением обучающимся образовательной программы на базе ресурсов нескольких организаций. Это может быть как использование ресурсов разных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, так и использование ресурсов иных организаций – это могут быть научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации. Главное требование к ним – они должны обладать ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Статьей фиксируется договорная основа сетевой формы реализации образовательных программ. При этом ч. 3 ст. 15 устанавливает требования к договору о сетевой форме реализации образовательных программ. В частности, вводятся пять пунктов, которые обязательно должны быть содержательно урегулированы в договоре.

Статья 16 регулирует вопросы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В статье дается понятие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также определяется, что порядок их использования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Этот же орган утверждает перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Местом осуществления образовательной деятельности в таком случае закон признает место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала – независимо от места нахождения обучающихся.

Внимание

Важные терминологические понятия задаются в ст. 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В частности, вводится различие таких понятий, как формы получения образования и формы обучения.

В Российской Федерации образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формами же обучения именуются (в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися) очная, очно-заочная или заочная формы.

Законом зафиксировано право тех лиц, которые выбрали для себя семейное образование или самообразование, пройти в соответствии с ч. 3 ст. 34 промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Такое право дано обучающимся по основной образовательной программе вне образовательных организаций, а также в образовательных организациях, не имеющих государственной аккредитации.

Статья 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена регулированию различного рода образовательных и информационных ресурсов.

В частности, предусматривается, что ФГОС будут определять нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ не могут выбирать учебники и учебные пособия свободно. Учебники могут быть выбраны из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Учебные пособия могут быть выбраны из числа учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регулирует научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования, и, в частности, останавливается на статусе учебно-методических объединений. Согласно закону, эти объединения создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Указанные органы утверждают положения об УМО, на основании которых УМО и функционируют. Оговаривается также работа в составе УМО на добровольных началах. При этом в состав УМО могут войти не только педагогические работники, что привычно для культуры РФ, но и представители любых организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Важно

Статья 20 закона описывает экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования. Важным моментом является тот факт, что экспериментальная и инновационная деятельность четко разводятся законом как два различных вида деятельности, к которым предъявляются различные требования закона.

В частности, экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов. Порядок и условия проведения экспериментов определяются Правительством РФ. Таким образом, экспериментальная деятельность имеет строго федеральный уровень регулирования, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований вмешиваться в регулирование экспериментальной деятельности нельзя.

Инновационная же деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Она осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, ФГТ. Такое требование выставляется законом только для инновационной, но не для экспериментальной деятельности.

Инновационная деятельность, в отличие от экспериментальной, регулируется как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ. Организации, реализующие инновационные проекты и программы, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками. Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой, перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

источник - http://www.e-mcfr.ru/scion/secure/ctx_www_edemo_ru_NPd6vmoI_/index.jsp?1410707014141=&is_citator=false&link_type=1&document_id=MCFR100172970&cfu=Default&cpid=edu-promo#page[341]

 
Время
Перевести страницу
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
Russian
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Аттестация кадров
Аттестация педагогических работников
Полезные ссылки
Фестиваль педагогических идей"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
Центр социально-психологического сопровождения образования»"
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования»"
Социальные сети
Друзья сайта
Министерство образования Саратовской области СарИПКиПРО Администрация Советского района Саратовской области
Образовательный портал управления образования администрации Советского муниципального района
Советская районная организация "Общероссийского Профсоюза образования"
Саратовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ"
Сайт Назимовой Л.В.
Сайт Пономаренко Н.В.
Сайт Правич Н.В.
Сайт Желтовой С.А.
Сайт Федуловой С.Э.
Сайт Скипиной М.Н.
Сайт Сейткалиевой К.С..

МБДОУ-детский сад "Звездочка" © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz