Комментарий к гл. 6 "Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений" нового закона об образовании в РФ
Комментарий к гл. 6 "Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений" Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Шестая глава Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") впервые в российском законодательстве подробно и системно прописывает вопросы возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
Статья 53 закона посвящена возникновению образовательных отношений. Зафиксировано, что основанием является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации. Фактически, речь идет про приказ о зачислении. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию приказа предшествует заключение договора об образовании. Права и обязанности обучающихся возникают с даты, указанной в приказе.
Статьей 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлены требования к договору об образовании.
Важно
Договор может быть как двусторонним (образовательная организация – обучающийся или его представители), так и трехсторонним (включая также лицо, которое приняло на себя обязательства оплатить обучение).
Закон требует обязательно указывать в договоре:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
2) форму обучения;
3) срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
В договоре об оказании платных образовательных услуг указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости после заключения договора не допускается (даже при наличии согласия обучающегося), за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Внимание
Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора. Ситуация, когда на сайте размещен старый прейскурант, а в договоре стоит уже новая цена, является нарушением закона.
Новые правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, устанавливаются ст. 55 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Статьей закрепляется принцип равных условий приема для всех поступающих – особые права, преимущества могут быть предусмотрены только на уровне федеральных законов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Таким образом, даже при наличии рекомендаций комиссии, но без согласия родителей прием на обучение по адаптированной программе невозможен.
Статья 57 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регулирует вопросы изменения образовательных отношений. Основанием изменения, как и в случае возникновения отношений, является соответствующий приказ. Только если приказ о приеме издается на основании договора, то приказ об изменении отношений – на основании внесения изменений в договор.
Крайне важной является ст. 58 закона, регулирующая вопросы промежуточной аттестации обучающихся. Несмотря на то, что сроки, порядок проведения и формы промежуточной аттестации законом не установлены (полномочия переданы на уровень образовательной организации), последствия ее непрохождения четко определены.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью, которую обучающийся обязан ликвидировать. При этом он переводится в следующий класс (на следующий курс) условно, независимо от того, по какому количеству предметов, дисциплин и т. п. задолженность возникла.
Правило
Обучающийся имеет две попытки ликвидировать академическую задолженность, во второй раз для этого создается специальная комиссия. Сроки ликвидации устанавливаются непосредственно образовательной организацией, однако они не могут быть более года (а менее года могут, например, в течение месяца со дня начала следующего учебного года).
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности:
1) оставляются на повторное обучение;
2) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
3) переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.
Выбор осуществляют родители обучающегося, при этом принудить их перевести ребенка на обучение по адаптированной программе нельзя. Не исключено, что задолженность снова возникнет и вновь не будет ликвидирована – количество раз повторного обучения закон не ограничивает.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие академической задолженности, отчисляются как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Статья 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регулирует вопросы итоговой аттестации.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Она проводится государственными экзаменационными комиссиями. Формы, порядок проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает нормы, связанные с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении. В Российской Федерации выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Образцы документов устанавливаются либо самостоятельно образовательными организациями, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы по образцам, установленным федеральным органом.
Важно
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения. Образец справки самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья (различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образовательные организации вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
Пример
Дошкольная образовательная организация может установить образец документа, подтверждающий освоение основной дошкольной общеобразовательной программы.
Прекращению образовательных отношений посвящена ст. 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Частью 2 данной статьи предусмотрены основания досрочного прекращения отношений (по инициативе обучающегося, образовательной организации, по обстоятельствам, не зависящим от их воли).
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в т. ч. материальных обязательств обучающегося перед образовательной организацией. Данная гарантия касается обучающихся как за бюджетный счет, так и за счет собственных средств в рамках договора платных образовательных услуг.
Внимание
Основанием для прекращения образовательных отношений является соответствующий приказ. Права и обязанности обучающегося прекращаются с даты его отчисления. Если с обучающимся был заключен договор, то он расторгается на основании приказа (а не наоборот, как в случаях возникновения и изменения образовательных отношений).
При досрочном прекращении отношений необходимо выдать обучающемуся справку об обучении. Законом установлен срок выдачи в три дня с момента издания приказа об отчислении. Причем возникновение обязанности выдать такую справку не связано с пожеланиями обучающегося: образовательная организация обязана выдать ее не только тому, кто обратился с просьбой о получении, но и тому, кто такого пожелания не высказывал.
источник - http://www.e-mcfr.ru/scion/secure/ctx_www_edemo_ru_NPd6vmoI_/index.jsp?1410707014141=&is_citator=false&link_type=1&document_id=MCFR100172970&cfu=Default&cpid=edu-promo#page[345]