Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 16.06.2019, 21:45

Официальный сайт МБДОУ-детский сад "Звездочка"

Меню сайта
Категории раздела
Дни русской культуры [0]
развлечение
Летнее развлечение [21]
праздники и развлечения
праздники и развлечение [69]
праздники и развлечение
Разное [128]
Разное
Как живешь детский сад? [684]
Как живешь детский сад?
Новости [277]
Новости
Опрос родителей
Как ваш ребенок посещает детский сад?
Всего ответов: 40
Наш опрос
Интересна ли Вам размещенная на сайте информация
Всего ответов: 43
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

к главе 1

Комментарий к гл. 1 "Общие положения" нового закона об образовании в РФ

Комментарий к гл. 1 "Общие положения" Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Глава 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон) посвящена определению общих положений законодательства об образовании – она описывает предмет регулирования закона, содержит ключевые понятия, принципы правовой политики в сфере образования, фиксирует право на образование, распределяет полномочия в сфере образования и т. п.

В ст. 2 закона образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, вводится новое понятие уровня образования – это завершенный цикл образования, характеризующийся единой совокупностью требований. Выделение уровней образования становится основой для пересмотра типологии и видологии образовательных организаций.

В законе даются определения как образовательной программе, так и примерной основной образовательной программе. При этом примерные условия образовательной деятельности включают в себя примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, что имеет ключевое значение в условиях новых механизмов финансирования.

Статьей 2 вводится понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Другими словами, для отнесения ребенка к обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) необходимо дождаться решения компетентной комиссии.

В законе приводится большое число понятий, непосредственно связанных с организацией образовательного процесса, – учебный план (с учетом возможного модульного построения обучения), индивидуальный учебный план, практика, профиль образования, средства обучения и воспитания, инклюзивное образование, а также адаптированная образовательная программа (программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ).

Внимание

Одним из принципиальных определений закона можно считать понятие качества образования. Качество образования понимается как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) и федеральным государственным требованиям (далее – ФГТ), а также (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Таким образом, принят двоякий подход к качеству – с одной стороны, качество понимается как соответствие ФГОС и ФГТ, официально принятым, отражающим позицию профессионального разработчика в вопросах качества образования. С другой стороны, качество понимается как удовлетворенность потребителя полученным образованием – устраивает ли обучающегося, его работодателя то образование, которое было получено, соответствует ли оно их субъективным целям и ожиданиям.

Помимо собственно образования, в законе определяется такая сопутствующая услуга, как присмотр и уход за детьми. Это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Данное определение является значимым для организаций, осуществляющих не только образовательную деятельность, но и оказывающих услуги по содержанию ребенка (теперь – присмотр и уход). Оно будет учитываться в ходе выбора методики расчета нормативных затрат на оказание соответствующей услуги.

Внимание

Важнейшие понятия закона – организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

Новый закон, как и старый, исходит из того, что образовательная деятельность должна осуществляться некоммерческими организациями. Ранее терминология была довольно простой – были образовательные учреждения (как основной вид образовательных организаций) и образовательные организации иных организационно-правовых форм, которые должны были работать по тем же правилам.

Сейчас, в первую очередь, учитывает это различие организационно-правовых форм образовательных организаций. В качестве родового вводится понятие образовательной организации, к которому относятся и образовательные учреждения, и автономные некоммерческие организации, фонды и иные некоммерческие организации, которые ведут образовательную деятельность.

Важно

Согласно закону, образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности – сохранено. Именно регулированию правового статуса образовательных организаций и посвящено подавляющее большинство норм закона. Отдельные нормы посвящены конкретно образовательным учреждениям (т. е. распространяются только на них, и не распространяются, например, на фонды), однако таких норм крайне немного.

Закон учитывает и современные реалии, в частности, тот факт, что большие образовательные ресурсы сформированы у коммерческих и иных организаций, которые в качестве основного вида деятельности имеют не образование, а что-то другое. Например, на базе современных производств профессиональное обучение, повышение квалификации может быть зачастую куда эффективней и современнее, чем на базе образовательных учреждений с устаревшей материально-технической базой, в отсутствие владеющих современными технологиями специалистов и т. п.

Кроме того, закон вводит новое понятие организации, осуществляющей обучение. Это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности.

К сведению

Вместе с тем, далеко не любую образовательную деятельность разрешено вести организациям, осуществляющим обучение – отдельным видам организаций разрешено реализовывать вполне конкретные программы. Так, коммерческие структуры ограничены профессиональным обучением и дополнительным образованием, а также дошкольным, и не могут открыть, например, школу.

Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, называются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При этом к таким организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Законом разделяются понятия "участники образовательных отношений" и "участники отношений в сфере образования". Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Второе понятие шире, к участникам отношений в сфере образования относятся участники образовательных отношений, а также, помимо них, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Важно

Принципиальным нововведением закона является понятие конфликта интересов.

Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В большом числе случаев отношения в рамках индивидуального репетиторства, подготовки к занятиям и т. п. попадают под данное определение.

Статья 3 закона посвящена основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Базовыми принципами признаются приоритетность образования, обеспечение права каждого человека на образование, в т. ч. в течение всей жизни, недопустимость дискриминации. Воспитание ответственности, правовой культуры вошло в состав базовых принципов.

К сведению

Сравнительно новым принципом стало создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.

Правительство РФ ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная норма является нововведением, и отражает рост значимости сферы образования.

Нормы ст. 3 в целом воспроизводят иерархию нормативных правовых актов в Российской Федерации, фиксируют цели и задачи правового регулирования в сфере образования.

Внимание

Важным является тот момент, что закон содержит норму о приоритете его норм в сфере образования перед иными законодательными актами.

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, нормам закона применяются нормы закона, если иное не установлено законом.

Статья 5 определяет право на образование, которое гарантируется каждому вне какой-либо дискриминации по признакам пола, расы и т. п.

Важно

Ключевым нововведением закона является гарантия общедоступности среднего профессионального образования. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Первая глава закона содержит нормы, распределяющие полномочия в сфере образования между уровнями государственной власти и местного самоуправления. В целом распределение полномочий не сильно изменилось, однако есть некоторые нововведения.

Помимо федеральных целевых и международных программ появилось также указание на государственные программы Российской Федерации в сфере образования.

Внимание

Более не предусматривается существование таких документов, как типовые положения об образовательных учреждениях.

Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

Органы государственной власти субъектов РФ теперь будут иметь такие полномочия, как:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ;
  • финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными выше.

Важно

Таким образом, финансирование дошкольного образования теперь будет осуществляться по тем же принципам, что и школьного. Ранее субсидии на дошкольное образование могли существовать, только если дошкольные группы были открыты в общеобразовательных учреждениях. Соответственно, муниципалитет, желающий получать субсидии с уровня субъекта, должен был не иметь самостоятельных детских садов, а организовывать дошкольные группы в школах, как структурные подразделения. Сейчас же субсидия должна доводиться в равной мере как в случае дошкольного образования в школе, так и в случае дошкольного образования в детском саду.

Аналогично, выровнены нормы о финансовом обеспечении дошкольного образования, предоставляемого частными общеобразовательными организациями. Если ранее на субсидию могли претендовать только общеобразовательные организации, то сейчас такая возможность появилась и у дошкольных организаций.

К сведению

Отдельным полномочием субъекта РФ выделена организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ.

К полномочиям субъектов РФ отнесена организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов РФ.

Соответственно изменились и полномочия муниципального уровня власти.

В частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях осуществляется за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях осуществляется за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ.

источник -  http://www.e-mcfr.ru/scion/secure/ctx_www_edemo_ru_NPd6vmoI_/index.jsp?1410707014141=&is_citator=false&link_type=1&document_id=MCFR100172970&cfu=Default&cpid=edu-promo#page[340]

 
Время
Перевести страницу
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
Russian
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Аттестация кадров
Аттестация педагогических работников
Полезные ссылки
Фестиваль педагогических идей"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"
Центр социально-психологического сопровождения образования»"
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования»"
Социальные сети
Друзья сайта
Министерство образования Саратовской области СарИПКиПРО Администрация Советского района Саратовской области
Образовательный портал управления образования администрации Советского муниципального района
Советская районная организация "Общероссийского Профсоюза образования"
Саратовская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ"
Сайт Назимовой Л.В.
Сайт Пономаренко Н.В.
Сайт Правич Н.В.
Сайт Желтовой С.А.
Сайт Федуловой С.Э.
Сайт Скипиной М.Н.
Сайт Сейткалиевой К.С..

МБДОУ-детский сад "Звездочка" © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz