Чему учит детский сад наших малышей.
Группу «Малышок» (воспитатель Н.В.Лыженкова) посещает 21 ребёнок: 9 мальчиков и 10 девочек.
Группу «Ладушки» (воспитатель Т.А. Шкиль) посещают 19 малышей: 9 мальчиков и 12 девочек.
Наши малыши посещают детский сад «Звездочка» уже почти год и мы видим, что они становятся самостоятельнее. У них продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности также связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.
Например: с интересом малыши играют с дидактическими играми, выделяют парные картинки по образцу и иногда самостоятельно, собирают пирамидки в определённом порядке и строят целые города из кубиков.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия.
Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Проявляют фантазию, самостоятельность. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником - это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть таким как взрослый, удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. Особенно это заметно после выходных дней. По игре можно определить, чем занимались дети в выходные дома. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: они осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, называют величину и цвет; различать мелодии колыбельные ,весёлые, грустные; выполняют музыкально ритмические движения поют. читают стихи. Они такие молодцы! Иногда воспитатели в группах включают магнитофон с записями колыбельных песен ,перед сном, веселых детских песенок для зарядки и занятий музыкой . Ребятки слушают простые рассказы, сказки, стихи, потешки. Понимают значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задают вопросы «Что это?» и «Кто это?».
Начинают понимать точку зрения другого лица.
Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше, полный - пустой).
В ходе совместной предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Малыши продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Если сравнивать с прошлым годом, в этом году больше говорящих детей. Это было связано с возрастными особенностями малышей (1г 9 м.) К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности продуктивной деятельности - рисование, аппликация, лепка, конструирование. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой. Малыши очень любят рисовать. Совместная деятельность по изобразительному искусству осуществляется и кисточками, и пальчиками, ушными палочками, губками, ладошками.
Рисунки для вас, родители, выставляются в папке - передвижке «Юные художники».
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть. В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать.
В профессиональной деятельности воспитателя изучения психики дошкольника носит практическую направленность, ориентированное на повышение эффективности обучения и воспитания детей.
Знать особенности каждого ребенка педагогу необходимо для обеспечения индивидуального подхода в воспитании детей.
Без этого невозможны эффективное выполнение воспитателем своих обязанностей, творческий подход в его работе. Полноценное выполнение воспитателем профессиональных функций невозможно без осознания им своей роли в воспитательном процессе с дошкольниками.
Для дошкольника воспитатель выступает старшим, умным товарищем, партнером по сотрудничеству, всегда готовым оказать помощь, какими и являются Нина Вячеславовна Лыженкова, педагог высшей квалификационной категории и влюбленная в свою работу, педагог Шкиль Татьяна Анатольевна.
|